{POPUP_CONTENT}

Статьи и обзоры

Все статьи
IPO

Развитие бизнеса возглавляет список основных целей каждой компании, а любое расширение деятельности требует дополнительных инвестиций. В поисках новых источников финансирования все больше отечественных компаний решается на проведение IPO с целью выгодно привлечь средства и повысить капитализацию и ликвидность своих активов. Как правило, это компании-представители инвестиционно привлекательных отраслей экономики, имеющие потенциал роста стоимости акций.

В традиционном понимании, IPO (англ. – initial public offering, первичное публичное размещение)  – это первая продажа акций компании широкому кругу инвесторов на открытом рынке и их листинг на фондовой бирже. Иными словами, выйти на IPO для компании означает сменить форму собственности с частной на публичную.

На фоне стагнации украинского кредитного рынка и роста стоимости займов выход на открытый рынок выглядит коммерчески более выгодным способом привлечения финансирования, чем кредитование. Нет необходимости в возврате средств и постоянных выплатах.

Смысл первичного публичного размещения заключается для бизнеса не только в получении дополнительного финансирования, но и переходе на новую ступень развития. Успешно проведенное публичное размещение гарантирует компании повышение стоимости и инвестиционной привлекательности, улучшение имиджа,  дает доступ к иностранным рынкам капитала. Открытость компании повышает уверенность в качестве результатов ее деятельности. Коммерческие банки всегда более охотно кредитуют компании, имеющие статус публичных.

Обязательная при подготовке к IPO оптимизация финансовой структуры и управления также положительно сказывается на дальнейшем ведении бизнеса. Кроме того, публичное размещение увеличивает выгоду при потенциальной продаже компании. Для местных компаний это еще и хороший старт для развития бизнеса на международных рынках.

Здесь следует отметить, что  украинское законодательство предусматривает ряд регуляторных ограничений, усложняющих процедуру выхода отечественных компаний на западные биржи. Например, номинировать акции украинские эмитенты могут исключительно в национальной валюте, а для обращения ценных бумаг за пределами Украины требуется разрешение государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Как правило, для обхождения подобных препятствий компании регистрируют иностранный холдинг, контролирующий украинскую компанию. Таким образом, юридически эмитентом выступает зарубежная организация.

Осуществляя первое публичное размещение акций за рубежом, украинская компания рискует столкнуться с определенной настороженностью со стороны потенциальных инвесторов. Это связано, в первую очередь, с недоверием к развивающимся рынкам, политической и экономической нестабильностью в стране.

Сомнение у инвесторов могут вызвать и качество управления компанией, а также ее структура и открытость бизнеса. Как правило, для выхода на биржу требуется прохождение аудита и составление финансовой отчетности по международным стандартам. Полнота предоставляемой информации должна позволять делать долгосрочные прогнозы перспектив развития бизнеса. Для многих украинских компаний проблему представляет именно переход в состояние абсолютной открытости. Ведь помимо реорганизации структуры и предоставления полной отчетности при размещении ценных бумаг, после эмиссии компании придется постоянно обнародовать результаты своей деятельности.

Часто, планируя IPO, компании нанимают руководителей, имеющих опыт выведения компании на рынок, поскольку процедура эта достаточно сложна и требует унификации систем финансового, бухгалтерского и налогового учета; оптимизации бизнес-процессов;  подготовки персонала к предстоящим изменениям; повышения известности бренда.

На подготовительном этапе происходит поиск площадки для размещения. Решающими аргументами при выборе биржи становятся требования к финансовой отчетности, прозрачности компании, аудиту, стоимость размещения и размер ежегодных взносов для поддержания листинга.

Наиболее жесткие требования к размещению предъявляют основные мировые фондовые биржи, такие как NYSE или NASDAQ, LSE. Альтернативные площадки, как например популярные среди украинских эмитентов Лондонская AIM или WSE в Варшаве, более лояльны к молодым и развивающимся компаниям. Однако любая иностранная биржа, будь она основной или альтернативной, потребует от клиентов выполнения целого ряда обязательств: предоставление регулярной отчетности в соответствии с МСБО, обеспечение определенного уровня капитализации, реструктуризация бизнеса и обеспечение его максимальной прозрачности.

Отечественные биржи пока не привлекают украинских эмитентов. Это обусловлено как узостью фондового рынка и экономической нестабильностью в стране, так и отсутствием должной поддержки со стороны регулирующих органов. Кроме того, западный рынок обещает больше возможностей привлечения крупных объемов финансирования. Некоторые компании стремятся на международный рынок еще и потому, что отрасль, которую они представляют, недооценена локально, но интересна зарубежным инвесторам.

Сегодня национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку занимается разработкой ряда мер, направленных на привлечение внимания бизнеса к внутреннему рынку размещения. В случае упрощения административных процедур, локальными площадками могут заинтересоваться мелкие компании, не соответствующие высоким требованиям западных инвесторов к капитализации и ликвидности.

Определившись с биржей, компания обращается к выбору партнеров. Одним из основных участников сделки выступает инвестиционный банк или андеррайтер. Такой банк является своего рода посредником между инвесторами и компанией, которая поручает ему всестороннее сопровождение процесса эмиссии: планирование и составление структуры размещения, поиск других участников сделки, подбор формата оценки бизнеса и обзор рынка. Под руководством андеррайтера эмитент занимается составлением проектов документации, в том числе и предварительного проспекта эмиссии, содержащего общую информацию о компании и выпуске ее ценных бумаг. Обязательную при выходе на IPO процедуру Due Diligence – всесторонний анализ деятельности компании, ее финансового состояния и позиции на рынке – эмитент также проходит под контролем инвестбанка. Крупнейшими андеррайтерами в мире считаются Goldman Sachs, Morgan Stanley, Merrill Lynch, Credit Suisse First Boston, Salomon Smith Barney, J.P. Morgan Chase.

При выборе инвестиционного банка клиент изучает опыт финучреждения по выведению на IPO компаний, работающих в сходных отраслях, поскольку банк должен быть способен не только правильно оценить реакцию рынка на размещение, но и подобрать подходящий период для выхода на биржу. Важно, чтобы в момент запланированной эмиссии не проводились размещения конкурирующих компаний аналогичной отрасли.

Андеррайтер помогает компании определить, каким образом привлечь к данному IPO наиболее широкий пул инвесторов. Немалую роль играют репутация банка на рынке и способность обеспечить своего клиента требуемыми ресурсами. Анализ динамики курса акций компаний, размещением которых в недавнее время занимался инвестиционный банк, показывает, насколько адекватны устанавливаемые им цены на бумаги.

Как правило, банки и сами проводят достаточно жесткий отбор клиентов для размещения. Чем выше репутация банка, тем менее рискованные эмиссии он готов взять в работу.

В начале сотрудничества эмитент оговаривает с андеррайтером детали процедуры: механизм ценообразования, желаемый объем привлеченных средств, тип выпускаемых акций, временные рамки, состав инвесторов. После чего компания, при участии банка, набирает команду по подготовке, в которую входят юристы, финансовые консультанты, аудиторы, специалисты по связям с общественностью и аналитики.

Важными составляющими процесса выхода на IPO являются качественная маркетинговая подготовка и правильное инвестиционное позиционирование – компании необходимо заинтересовать инвесторов в предстоящей эмиссии.

На завершающем этапе подготовки к размещению эмитент проводит «роуд шоу» (англ. - road show) – серию презентаций для возможных инвесторов. Во время «роуд шоу» организаторы эмиссии собирают заявки и мнения потенциальных покупателей, с которыми проводились встречи. Спрос на акции компании, определенный во время «роуд шоу», помогает участникам выпуска скорректировать цену бумаг. Период проведения презентаций обычно длится не более трех недель – это помогает сохранить заинтересованность инвесторов.

По окончании маркетинговой кампании организаторы эмиссии окончательно устанавливают цену акций. Существует три основных механизма ценообразования:

  • аукцион или тендер – цена и объем продаж бумаг не фиксируются, а определяются по заявкам инвесторов;
  • фиксированная цена – банк гарантирует покупку определенного объема акций по обозначенной цене, даже если при этом рискует остаться в убытке;
  • формирование книги заявок – цена и количество акций определяются согласно заявкам инвесторов в рамках ценового диапазона, установленного организаторами.

Накануне эмиссии компания нанимает биржевого брокера для непосредственной организации размещения ценных бумаг среди инвесторов. Сразу вслед за размещением осуществляется анализ проведенных сделок, который позволяет оценить успешность мероприятия и прогнозировать стоимость акций на вторичном рынке.

Если спрос на акции на вторичном рынке превышает ожидаемый, организаторы эмиссии могут выпустить дополнительное количество бумаг, реализуя опцион «гриншу» (англ. – greenshoe), или опцион доразмещения, позволяющий андеррайтеру докупать акции и перепродавать их инвесторам по исходной цене. Как правило, размер опциона не превышает 15% от первоначального объема эмиссии.

Момент размещения акций компании не завершает процесс IPO: выход на открытый рынок означает для компании взятие на себя определенных обязательств перед инвесторами, ведь с момента изменения статуса она должна поддерживать ликвидность своих акций, развивая бизнес и сохраняя долю рынка. Отныне акционерному обществу необходимо регулярно предоставлять отчетность и обнародовать информацию, которая может повлиять на курс ценных бумаг компании.

Переход к полной прозрачности ведения бизнеса – не единственная сложность, с которой сталкивается компания после выхода на биржу. С момента изменения статуса в организации происходит разделение управления: частным бизнесом руководят, как правило, владельцы, тогда как в акционерном обществе совет директоров, представляющий интересы акционеров, имеет больший вес, чем правление.

Кроме того, при эмиссии большого объема бумаг существует вероятность потери контроля над компанией и снижения влияния существующих акционеров. Минимизировать этот риск помогает ограничение количества публично продаваемых голосующих акций.

Проведение сложной комплексной подготовки, а также высокие временные и финансовые затраты, связанные с размещением, не являются гарантией успешного выхода на биржу. Существует вероятность, что эмиссия не принесет ожидаемых результатов и компания не получит запланированного притока инвестиций, истратив при этом достаточно большие средства на организацию и проведение IPO. Поэтому выход на открытый рынок может планировать компания, способная позволить себе потенциальные убытки в размере расходов на размещение.

Трудности при подготовке размещения и возможные риски, однако, не могут нивелировать преимущества IPO перед другими способами привлечения финансирования. Очевидно, что для стабильно растущего бизнеса первичное публичное размещение является наиболее оптимальным способом привлечения инвестиций, развития деятельности и открытия новых возможностей.